Программа
104. Специалист по работе с семьей, 256 часов
Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «104. Специалист по работе с семьей, 256 часов» предназначена для руководителей и специалистов органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания населения в области социальной работы с семьей.
Программа и требования к результатам освоения программы разработаны на основании требований, следующих законодательных и нормативных актов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказа Минтруда России от 18.11.2013 N 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей».
Данная программа состоит из тринадцати учебных тем и итоговой аттестации (тестирования).
В ходе освоения программы, обучающиеся должны знать:
- законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми;
- основы возрастной и социальной психологии;
- технологии разрешения семейных конфликтов;
- стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
- социальные риски и рискология, кризисные состояния;
- цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации;
- сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.);
- регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне;
- особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом;
- теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования;
- консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- регламенты ведения документации;
- систему социальных служб на территории;
- правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям;
- инфраструктуру социальной защиты детства.
В ходе освоения программы, обучающиеся должны знать:
- определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов;
- выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми;
- находить поддержку семей в социальном окружении;
- создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи;
- работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность;
- адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям;
- оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям;
- направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам;
- влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону;
- выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации;
- обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- выявлять степень достоверности полученной информации;
- повышать свою профессиональную квалификацию;
- устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью;
- вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями;
- владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы word, excel, информационно-поисковые системы и пр.).
Цель программы: приобретение знаний, а так же формирование умений и навыков, необходимых при оказании помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Категория слушателей: руководители и специалисты органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания населения в области социальной работы с семьей.
Трудоемкость учебной программы, часов: 256.
Срок освоения программы, дней: 90.
Форма обучения: заочная с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме.
Итоговый документ: лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке, согласно действующего законодательства об образовании в РФ.
Оглавление
- Тема 1. Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения.
- Тема 2. Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения.
- Тема 3. Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг.
- Тема 4. Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии.
- Тема 5. Социокультурные, социально-психологические, социально-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности.
- Тема 6. Методы диагностики трудной ситуации.
- Тема 7. Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
- Тема 8. Основы семейного консультирования и введение в курс семейной системной психотерапии.
- Тема 9. Особенности работы с молодежью и подростками.
- Тема 10. Основы социальной педагогики и социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты населения.
- Тема 11. Социально-педагогическая деятельность с детьми в учреждениях социального обслуживания.
- Тема 12. Основы общей и возрастной психологии.
- Тема 13. Социально-педагогическая деятельность с семьями в учреждениях социального обслуживания.
- Учебно-методические пособия.
- Итоговая аттестация (тестирование).